Ледокол Михаил Громов. Реальная история 1985 года

В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.

Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики. Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.

Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов». Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР.

За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики. Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.

Ледокол "Михаил Громов"

Ледокол «Михаил Громов»

В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса.


Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.

В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса. Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.

.

Спасение ледокола

Спасение ледокола

История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин». К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.

Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко.

Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.

Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР. Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток». Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин.

Читайте также: Пандемия испанского гриппа 1918 года

С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии, приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным». Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову», привезя медицинских работников и запасы провианта.


26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.

После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток», как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.

Спасение

Спасение

Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.

В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды. Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.

Читайте также: Восстание в Кронштадте против диктатуры компартии

На основе реальных событий
Суровые события, произошедшие с отечественным судном, придали вдохновение режиссеру Николаю Хомерики. Основываясь на исторические факты и на рассказы самих участников исследования, он снимает фильм под названием «Ледокол».

Конечно же, не обошлось и без преувеличения событий. Некоторые фрагменты реального расположения дел были опущены, а некоторые, наоборот, приукрашены. Но на самом деле режиссер постарался на славу, и фильм получился очень похожим на то, что происходило на самом деле.

Интересный факт – при съемках фильма использовался атомный ледокол с гордым названием «Ленин», который уже на вечной стоянке в Мурманске. Он немного напоминает по конструкции и внешнему виду ледокол «Михаил Громов».

А на съемки всей картины было потрачено три с половиной месяца работы в тяжелейших погодных условиях.

Читайте также: Реальная история нефтяной платформы «Глубоководный горизонт»

Заключение
Иногда просто поражает мужество и отвага российских ученых. Кажется, шансов не умереть в этом случае не было вообще. Но путем серьезной работы и целеустремленности советских мореплавателей удалось не только закончить экспедицию, но и привезти ледоход в целости и сохранности домой.