Самые интересные мифы про богов Древней Греции
Если почитать статьи о древних богах Греции, может сложиться несколько преувеличенное впечатление о том, что эти конкретные мифические символы существовали на ее территории вечно.
Краткий экскурс в историю
Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.
Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.
Читайте также: Как выглядит Зевс — отец богов и людей
Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.
Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?
Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).
В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.
Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.
Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.
Мифы про богов Древней Греции читать интересно
Афина и Посейдон
Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.
Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.
Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.
Читайте также: Знакомство с древнегреческой мифологией: все подвиги Геракла по порядку
Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.
Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а
Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.
Афродита
Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов
Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.
Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.
К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.
Мифы Древней Греции про богов Олимпа
Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.
В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.
Читайте также: Существовали ли когда-нибудь амазонки?
Несколько коротких мифов также об олимпийцах, но менее известных.
Арес – бог войны и крови
Арес — сын Зевса и третьей супруги. Очевидно, ее нехорошая кровь передалась и этому сыну. Он был таким же кровожадным и жестоким. Поэтому громовержец подарил отпрыску бурное небо, тем более что сам по рождению принадлежал Фракии с ее снежными бурями. Потом стал богом войны.
Арес всегда при оружии; у него поднимается настроение от шума-гама сражений. Этот бог чрезвычайно яростен. С ним никто из олимпийского пантеона не желал стычек. Особенную неприязнь проявлял к Афине, богине чистого и спокойного неба. Они – антиподы! В мифах Древней Греции Афина и Арес показаны как особо враждебные стороны.
Арес основал трибунал по убийствам, до нас он дошел под названием Ареопаг – по имени холма, где происходили мифические судебные процессы.
Гестия – богиня домашнего очага
В мифах велика роль домашнего очага — центра семейственности, прочности родового быта. Богиня сначала отвечала за огонь в каждом очаге и за тот, что пылает постоянно и невидимо на небе. После олицетворяла собой символ общественного благоустройства при союзе двух стихий — неба и земли. Культ Гестии был распространен повсеместно. Считалось, что тот, кто садился на пепел очага подле него, имел ее покровительство.