Факел смерти: крупнейшая катастрофа в истории СССР – краткое содержание
В этом тексте под «факелом» подразумеваются две железнодорожные катастрофы в Советском Союзе, произошедшие в один день – четвертого июня, но с разницей ровно в год. И обе они остаются без ответа: почему все это случилось?
Первый адрес: Арзамас
Город с древней историей. И с населением в 105 тысяч человек. А с 1954 по 1957 годы был областным центром. К Арзамасу отошли более десятка районов Горьковской области. Чем ей был нанесен экономический ущерб, и районы переписали вновь за Горьким.
Находится на пересечении железнодорожных магистралей из столицы СССР в Казань, из Нижнего Новгорода в Пензу и Саранск плюс местное направление на город Муром. В таком небольшом городе было аж два железнодорожных вокзала. Можно было только радоваться за такую пассажирско-грузовую логистику, если бы не невероятное по своим масштабам крушение пассажирского состава в 1988 году в самом центре Арзамаса.
Читайте также: Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России
На пассажирские вагоны, движущие здесь с 1901 года не нападают неопознанные летающие объекты (НЛО).
Они хорошо заземлены, и молнии не бьют по тепловозу или электричке, салонам, что могло бы привести к крушениям. А вот два фактора — человеческий и техногенный срабатывали на советских катастрофах часто. Рассекретили их не так давно. Как и то, что Арзамас-16, это сегодня город Саров, был суперсекретным объектом СССР, где создавали атомные бомбы. Оттуда даже в отпуск нельзя было выехать.
Гексоген, газ из подземной трубы под рельсами, жара?
Попробуем воспроизвести череду событий, приведших к трагедии. С чего начался факел смерти – крупнейшая катастрофа в истории СССР, краткое содержание. Грузовой состав подходил к вокзалу, температура воздуха для этих мест в июне – исключение из правил: 40 по Цельсию. Асфальт плавился. В воздух неожиданно взлетели три вагона. В них перевозились 120 тонн сильнейшей взрывчатки. Тогда в газетах написали, что её везли в Казахстан строителям и геологам.
Разрушения были страшные. Жилье, полторы сотни домов, общественные здания были стерты с лица Арзамаса.
49 дошкольных учреждений, 14 школ разрушены или повреждены. Почти сто погибших, каждый пятый – ребенок. С различными травмами полторы тысячи человек. Сотням негде было жить. Власти кое-что разъясняли по причине взрыва населению, но больше нажимали на ответственности, если кто-то где-то расскажет о трагедии. Жилье и другие строения восстановили. Если бы с вокзала за несколько минут до катастрофы не ушел состав с боеприпасами; если бы рвануло за километр до взрыва, то взлетела бы на воздух и крупная нефтебаза.
Читайте также: Хюррем Султан история жизни и смерти
Обвинили железнодорожников, но те доказали правоту. Гексоген не так грузили, жара подогрела, газовая труба под «железкой» рванула – проложена не на глубине 5 метров, а полтора. Это все версии. Никто не остановился на единственной причине, или не доказал их совокупность.
Второй адрес: Башкирия
Также 4 июня, но уже 1989 года сильнейшая трагедия на рельсах произошла в одном из районов Башкирии на стыке с городом Аша Челябинской области. Здесь съехались пассажирские составы №№ 211 и 212, то есть, «туда и обратно»: Новосибирск — Адлер и Адлер – Новосибирск. И снова сумасшедшей силы взрыв. Он разметал следовавшие на разных колеях поезда, перемешивая на рельсах вагоны с двух направлений.
Погибли больше полутысячи пассажиров, почти две сотни из них – дети, возвращавшиеся с Черноморского побережья или ехавшие туда на летний отдых. 600 получили ранения разной степени увечий. И снова газовая труба продуктопровода фигурирует, но теперь действительно именно она рванула. В те безветренные дни газ выходил из трещины, заполняя собой всю низину. Малейшая искра и факел на сотню метров верх плюс взрывная волна.
Читайте также: Почему немцы убивали евреев
211-й и 212-й догнали взрывы
Поезда одного маршрута всегда где-то встречаются. Но 211-й и 212-й в этом месте, на 1710 километре, никогда не сходились. Это к тому, что трагедия с одним составом была бы меньшей. Новосибирский состав запаздывал, а адлерский как будто наперегонки с кем-то летел. Они уже почти разъехались, как взметнулись в небо один за другим два факела.
Они осветили все вокруг на десятки километров. Свидетели утверждали, что горел даже воздух.
А ведь по линейной связи машинист недавно прошедшего там товарняка сигнализировал диспетчерам о загазованности местности. Те могли остановить в степи оба состава. Но… пообещали разобраться. Интересно: они получили срок по довольно строгим железнодорожным правилам или нет?
Трудно описывать фотоснимки трагедии. Они делались, когда уже, в первую очередь, вывезли раненых, а затем и погибших. В некоторых вагонах снесло крыши, а людей выбрасывало не только с верхних полок. Вагоны на южные направления и обратно летом всегда шли переполненными. Проводники, начальники поездов забивали вагоны пассажирами под завязку, ведь с них можно получить дармовые рубли к законной зарплате за поездки. Подрабатывали и студенты-проводники на провозе «зайцев».
Никто точно не знает количества погибших – тогда билет был картонкой без фамилии, только направление, вагон и место. Живых и раненых спасали все, кто быстрее мог добраться до эпицентра погасшего факела. Даже молодежь, шедшая с дискотеки. Раненые отползали даже за сотню метров от искореженных вагонов: стресс гнал. Их по голосам находили.
Что осталось до сих пор без ответов?
Интересуются этим даже астрологи, когда в наши дни только и разговоров о внеземных пришельцах и НЛО:
• как два состава оказались в опасном месте – на течи трубопровода?
• что подожгло газ?
• почему газ взорвался далеко от мест вытекания?
Немало вопросов вызывают и судебные разбирательства. Следствие длилось 11 лет. Нашли уйму того, что надо было сделать, но не сделали для безопасности продуктопровода. Вертолет для контроля и такие же датчики отменили, обходчика сократили. Трещина появилась от удара ковшом экскаватора строителей. По 2 года колонии получили одни «стрелочники»: начальник участка, мастер и строители.
Факел смерти, видео: